troitsa1 (troitsa1) wrote in karta_spb,
troitsa1
troitsa1
karta_spb

Category:

Фонари и столбы Муринского

Оригинал взят у troitsa1 в Фонари и столбы Муринского

Ходят боты, ходят серые,
У Гостиного двора
...
О. Мандельштам. 1925 г.

Прошло только 90 лет, а мы уже при слове БОТЫ реагируем по-иному, чем отличный поэт желал. Мы все уже не в русском языке. В интернетном.

А вот на моём Муринском проспекте ещё стоят фонари и на десятилетия старше стиха Мандельштама! Таки расскажу и покажу их вам. А вы среагируете ))

На одном трамвайнолюбительском сайте нашёл такое:

И вот такая мысль появилась.
Может быть создать какую-нибудь инициативную группу, пройти по всей лесновской линии, заглянуть в парк трамвайный и бывший на Нейшлотском, посмотреть у Политеха внимательно, у парка, зафиксировать все столбы, обоих типов. А потом попробовать пропихнуть их как вновь выявленный объект - памятник индустриальной архитектуры? какую нибудь поддержку в местном муниципальном объединении поискать. Может к 100 летию на них и таблички повесят? А? Smile
К тому же недавно было 100летие питерского трамвая, может и трамвайщики поучаствуют?
Что народ думает?
А то ведь так от них скоро и следа не останется.
Бетонные решетчатые лесновские электростолбы тоже бы можно подсоединить. Их тоже единицы.


Так вот же они! Стоят как стояли на 2-м Муринском.



И осенью я заснял -



Стоит! Не очень-то падает... А вот столб 70-х годов рухнул и разбился на куски:






Немножко истории.


Магистраль связывает Светлановскую площадь с площадью Мужества. Название известно с 1887 года и первоначально звучало как просто «Муринский», но поскольку неподалеку проходил еще один Муринский проспект (ныне 1-й Муринский), то с 1908 года их стали нумеровать. Когда-то на Выборгской стороне Муринскими именовались чуть ли не все проезды, которые вели в направлении села Мурино, и остатки такой системы сохранились до сих пор (на Гражданке есть еще Старо-Муринская улица).

К началу 1910х годов проспект был вымощен. С января 1913 года здесь заработали электрические уличные фонари, заменившие керосиновые.



Вот на старом фото его собрата видать. И фонари на нём висели, и трамвайные провода… Прошло 150 лет, а столб таки стоит! Не египетские пирамиды, конечно, но сопоставимы!

А вот столб 60-х или 70-х годов прошлого века валяется на газоне. Бетон весь почти покрошился… Грустное зрелище.



Эти столбы не ставили на Невском... Это для нас, окраинных жителей.

Говорят что поставили его 16 сентября 1907 г, т.е. перед запуском первого трамвая по моему проспекту. А мой проспект был первым в городе с трамваем!

Как пишет Википедия:


В 1886 году по Большому Сампсониевскому проспекту и 2-му Муринскому проспекту была проложена первая линия парового трамвая или в простонародье — паровика, хотя официально эта линия называлась «линия паровой конно-железной дороги». Паровик имел ряд преимуществ перед конкой: более высокая скорость, большая мощность.29 сентября 1907 года было открыто регулярное движение электрического трамвая.

Почему именно мой проспект выбрали? А чтобы возить вон туда --

1baedaf5766916a168be25017085b7ee.jpg


вон этих --

студБилет политеха.jpg
Правда это Билет студиоза из Технологического, но у политехников был такой же (фото в сети не нашёл)...







А вот очень интересный снимок Круглого пруда. Который был точно по центру проспекта. Но его засыпали в Советское время...






На снимке целая россыпь фонарей! И все разные! И железные, и клёпанные, и сварные... И железобетонные.








Думаю, надо уточнить: это не только трамвайные столбы, это электросеть. Хотя электрификация в стране, как нас учили в школе, началась только с "лампочки Ильича" ))




***

Полный стих Мандельштама… Очень вовремя – несуровая у нас ныне зима!

Вы, с квадратными окошками

Невысокие дома, —

Здравствуй, здравствуй, петербургская

Несуровая зима.

И торчат, как щуки, ребрами

Незамерзшие катки,

И еще в прихожих слепеньких

Валяются коньки.

А давно ли по каналу плыл

С красным обжигом гончар,

Продавал с гранитной лесенки

Добросовестный товар?

Ходят боты, ходят серые

У Гостиного двора,

И сама собой сдирается

С мандаринов кожура;

И в мешочке кофий жареный,

Прямо с холоду — домой:

Электрическою мельницей

Смолот мокко золотой.

Шоколадные, кирпичные

Невысокие дома, —

Здравствуй, здравствуй, петербургская

Несуровая зима!

И приемные с роялями,

Где, по креслам рассадив,

Доктора кого-то потчуют

Ворохами старых «Нив».

После бани, после оперы,

Все равно, куда ни шло,

Бестолковое, последнее

Трамвайное тепло...

1925



Tags: история, трамвай, транспорт Петербурга, фотографии
Subscribe

  • Ладожский парк и новая набережная Охты

    Напротив парка Малиновка, через проспект Передовиков находится ещё один парк - Ладожский. Два года назад его благоустроили: расчистили, проложили…

  • Новое в Новой Голландии

    После коронавирусных каникул открыли сады и парки Петербурга. В Новой Голландии открылись новые красивые пространства! Пока карантин не сняли,…

  • Шуваловский парк. Усадьба Воронцовых-Дашковых.

    Пару недель назад я съездил на экскурсию сообщества "Петербургский краевед" по Шуваловскому парку. Главный интерес в этой поездке для меня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments