polinadorofeeva (polinadorofeeva) wrote in karta_spb,
polinadorofeeva
polinadorofeeva
karta_spb

ГМЗ "Павловск". Выставка "Датское кружево".

5 марта в Павловском дворце открылась выставка "Датского кружева". Далее небольшой репортаж с нее и рассказ о самой выставке. Всего 30 небольших фоток.




На открытии этой выставки было  много среди приглашенных гостей иностранцев - дипломатических представителей ряда стран. Прибыли и научные специалисты Екатерининского дворца, а вот из других пригородных дворцов что-то совсем народа я не приметила, может, не заметила. В парадном вестибюле на втором этаже, пока ждали открытия, все услаждались музыкой датских композиторов в исполнении квинтета.



Торжественный момент разрезания ленточки.



Вере Дементьевой представитель Королевского посольства Дании в Москве преподнес два образца тёндерского кружева.



К выставке были выпущены эти прекрасные буклеты на мелованной бумаге. Кое-где в этом сообщении я использую картинки из этого буклета.



Ингер Лауридсен, куратор выставки, старший научный сотрудник музея Южной Ютландии (Тёндер, Дания) построила экспозицию так, чтобы было ясно и для непосвященного,  как зародилось кружевоплетение, кто им занимался, как оно развивалось. Может, у нас вологодское и киришское кружево и лучше, но в виртуозной подаче информации о тёндерском кружеве в этой выставке не откажешь. Итак, кружевоплетение зародившись в Италии, затем проникло  в начале 16-го века в Данию. Кружево плели женщины, и это было тяжелым трудом требующим терпения, усидчивости и, конечно, наличия художественного вкуса.



На фото кружевница из 19 века. Она значительно принарядилась для позирования. Показательно, что она сидит у окна, чтобы дневной свет помогал  разбирать узор на сколке - на образце.



А этот стекляный шар, наполненный водой, ставился специально у свечи, чтобы рассеивать ее пламя, тем самым лучше освещая рабочее место мастерицы.



Кружевница сама покупала себе орудия труда - шкатулку, коклюшки и подушку. Она вынуждена была платить за освящение, за тепло, ведь кружевницы работали у себя дома. И часто их дома представляли собой более чем скромные пристанища, ведь за свои изделия они получали совсем немного, и долгое время мастерицы 18 века не могли себе позволить включить кружево в свои наряды.



Такие растительные узоры на тюлевой основе были типичны для изделий конца 18-го века в стиле Рококо.



Богатели же, продавая предметы роскошных туалетов, купцы. Правда, и риски у них были больше. Они путешествовали по Фландрии, Голландии, где закупали льняные нити, завязывали торговые связи для продажи кружева. Вкладывали деньги в его создание, следили за тенденциями моды, покупали и разрабатывали сколки, решая загадки, какая нить потребуется для воспроизведения того или иного образца. На фото - бургомистр Тёндера Карстен Рикстен.



А это его особняк, построенный в 1777 году, в нем Рикстен прожил до самой смерти в 1821 году. Фотография сделана в начале 20-го века. Особняк Рикстена прекрасно сохранился до наших дней и является архитектурной достопримечательностью Тёндера.






Образцы эпохи расцвета тёндерского кружевоплетения. После окончания войны с Наполеоном, Англия постепенно вытесняет датский промысел своими более дешевыми изделиями машинного производства. Тёндерское кружево переживает упадок, но продолжает существовать, хотя становится гораздо меньше людей, вовлеченных в его производство, да и образцы кружева значительно упрощаются.



На выставке экспонируется записная книжка Берты Марии Александерсен, которая умерла в 1894 году, дожив до восьмидесятилетнего возраста. Это ее последняя тетрадь, видимо, за свою трудовую жизнь их у нее было немало. В тетради Берта записывала каждый день сколько рапортов (единиц) кружева она сплела. Еженедельно она складывала все, что наработала. В воскресенье ей приходилось посещать церковь, поэтому в этот день она плела чуть меньше. При исследовании ее книжки были определены пустые дни с периодичностью раз в несколько месяцев, когда она заправляла нити в коклюшки, которых у нее доходило до 60 штук. Можно представить себе,как ее раздражали эти дни простоя.







В 19-м веке кружевницы в большом количестве были завалены заказами на изготовление наколок на голову, все они были очень разннобразны.


В 20-м веке Катерина Теусен (1918-2010) - почему то многие кружевницы долго жили,-  в основном, занималась плетением каймы к носовым платкам, некоторые из них можно увидеть на выставке. В первый день открытия выставки демонстрировался фильм, на котором Катерина проводила мастер-класс плетения кружева.



Ожерелье на фото сделано методом кружевоплетения, только вместо ниток в нем использованы серебро и золото. Это изделие ювелира Ханне Беренс. Другая художница - Грю Видберг - также использует плетение в своих вазах, ожерельях. Эти современные ювелиры замечательно переработали вековые традиции для создания высокохудожественных изделий.





Образец киришского кружевоплетения.





Чтобы предохранить подушку от царапин применялись кожаные растяжки.



Павловский дворец предоставил на выставку платье императрицы Марии Федоровны (супруги Александра Третьего). Материал: серпянка, газ, батист. машинное кружево, вышивка.



Между купцами и кружевницами  в иерархии производства кружев стояли коробейники. Они могли напрямую договариваться с мастерицами, тем самым увеличивая их заработок. В заплечном коробе у уличного торговца находились сколки, складная линейка, весы, ленты кружев. Интересно, что, когда коробейник принимал готовое кружево, то сравнивал его вес с исходным материалом. Если же вес кружева был меньше, то заработок мастерицы уменьшался.









Последними выставку покидали Рикки Хелмс (Датский институт культуры) и Ингер Лауридсен.



В 17-ом веке кружевоплетение рассматривалось как дело особой значимости для Тёндера, недаром на карте области Тёндер изображена женщина с кружевом. Сейчас же этот высокохудожественный промысел превратился в своеобразное хобби. Все кружевницы на территории Дании объединены в организацию "Датское кружево". Начиная с 1989 года раз в три года Тёндер собирает тысячи любителей из разных стран на международный фестиваль. Работой над изучением датских круевных традиций осуществляется в музее истории материальной культуры в Тёндере.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments