polinadorofeeva (polinadorofeeva) wrote in karta_spb,
polinadorofeeva
polinadorofeeva
karta_spb

Categories:

Румянцевский особняк. Презентация книги Д.Осипова "Венера, снимающая сандалию"


1 марта в Румянцевском особняке прошла презентация книги Дмитрия Осипова "Венера, снимающая сандалию. История одного шедевра". До презентации предоставилась возможность осмотреть дворец. Вообще, для всех желающих в особняке по субботам в 13 часов проводятся экскурсии - это на заметку. При входе на второй этаж, в парадные залы, нас встречает главная героиня поста - скульптура "Венера".



Мраморная лестница украшена ажурной решеткой с позолоченными деталями.


В дубовой передней - витрины с фотографиями владельцев особняка, проекты здания. Здесь рассказывается история Румянцевского дворца, об его создателях - архитекторах и так далее. С 1802 года особняк принадлежал графу Николаю Петровичу Румянцеву (1754-1826). Он собрал огромную коллекцию книг, произведений искусства. Эта собрание книг в 1862 году было переведено в Москву, которое послужило основой Румянцевской библиотеки впоследствии Российской Государственной библиотеки.


Во дворце не так много, что осталось от бывших хозяев. В настоящее время особняк является филиалом Музея истории города, в нем проводятся различные временные выставки. По историческим чертежам, изображениям восстановлены парадные аппартаменты, которые получили облик приближенный к первоначальным. В первом парадном зале на стене огромное старинное зеркало, нижний левый уголок которого немного поврежден. Но, даже,  и с этим дефектом, оно уникально.


На стенах - картины Айвазовского, неизвестных художников 19-го века.


Колонны и стены облицованы искуственным мрамором - распространенным материалом прошлых веков.


В одном из парадных залов - Танцевальном - развернута выставка гравюр и рисунков "Старый Петербург. Столица и окрестности". К сожалению, на выставке нельзя фотографировать. Там есть уникальные карты Петергофа, Павловска, Пушкина 19-х веков; рисунок Мариенталя (в Павловском); рисунок императрицы Марии Федоровны, представляющий ее и императора Павла Первого на прогулке в Павловском парке и так далее.
 
В Дубовом кабинете и состоялась презентация книги.


Книга Д.Осипова выпущена издательством Genio Loci. Его главный редактор Сергей Щавинский (на фото) представил публике ряд книг, вышедших в свет в последнее время.


Genio Loci в основном издает краеведческую литературу. Много шума, например, у нас в Пушкине произвела книга Цыпина "Город Пушкин в годы войны".


Автор "Венера..." - директор Биологического института Санкт-Петербургского университета, этот пост он занимает уже 36 лет. В конце 1960-х годов во время его преддипломной практики была найдена эта скульптура. Об истории ее создания и возрождении повествуется в книге. Эта история восходит еще к правлению императора Николая Первого. Последний приказал русскому скульптору Ивану Петровичу Витали создать мраморную фигуру Венеры, похожей на бронзовую небольшую статуэтку из личной коллекции императора, которая впоследствии была утрачена. Выдающийся скульптор долго трудился над воплощением Венеры. В процессе своей работы ему позировали многие молодые красавицы - от одной он взял плечо, от другой - кисть руки. И, наконец, получился шедевр. Когда Николай Первый увидел Венеру, то был ею потрясен до глубины души. Она была поставлена в зал русской скульптуры Зимнего дворца, но лишь одна наша героиня - это видно из рисунка Премацци этого зала - была обнесена оградой, за которой не следовало заходить, дабы не сметь прикоснуться к Венере.



 
Сейчас наша "прелестница" - именно так Дмитрий Владимирович частенько ее называл - находится в Русском музее. Она относительно спокойно пережила и революцию и отечественную войну, всегда охраняемая влюбленными в нее музейщиками. С этой мраморной скульптуры опять же по приказу императора было приказано создать две гальванопластические копии для его двух любимых дочерей: Марии и Ольги, что было и исполнено, правда, с некоторыми поправками. Две копии были выполнены в мастерской И.Гамбургера, одна из них заняла свое место на Ольгином острове в Петергофе, а другая последовала за великой княгиней Ольгой Николаевной в Штутгарт, к тому времени ставшей королевой Вюртембергской. Выполненная же гальванопластическая копия на производстве зятя императора - Максимилиана Лейхтенбергского (супруга великой княгини Марии Николаевны) - не была Николаем Первым одобрена. Максимилиан еще раз изготавливает копию, и подальше от глаз монарха ее перевозят в имение Лейхтенбергских Сергиевку.


Вот  она (на фото) сергиевская Венера, которую нашли под завалами в конце 60-х годов прошлого века. Вспоминаем, что Сергиевка находилась в километре от ведения боевых действий, и отсюда - с Ораниенбаумского плацдарма - наши войска пошли в наступление. Многие годы поврежденная статуя хранилась, но никакие реставрационные работы над ней не проводились. В конце 1990-х годов два ученых-физика Виктор Цибуль и Владимир Берцев провели первую реставрацию Венеры. Причем, провели на высоком уровне, что было признано на последнем этапе реставрационных работ, последовавшие через десять лет.
В начале 2000-х годов директор ГМЗ "Петергоф" Виталий Знаменов обратился к Дмитрию Осипову с просьбой снять гальванопластическую копию с сергиевской  Венеры, так как во время войны Венера с Ольгиного острова была утрачена. Тот согласился, но в свою очередь попросил провести завершающий этап реставрации и затонировать статую. К тому времени было уже известно, что сергиевская Венера - это бронзовый авторский отлив скульптора Витали. Гальванопластическая копия с нее было изготовлена, Венера заняла свое историческое место на Ольгином острове. А гипсовую форму, появившуюся при исполнении гальванопластической скульптуры по обоюдному согласию решено было не разбивать. Она была помещена в Румянцевском особняке, ведь он когда-то принадлежал сыну Максимилиана Лейхтенбергского - Евгению.


Вот такая интересная история создания мраморной Венеры и ее реплик легла в основу книги "Венера, снимающая сандалию. История одного шедевра" издательства Genio Loci. На этом вечере директор Румянцевского особняка также представила книгу историка-писателя Зои Беляковой "Честь и верность. Российские герцоги Лейхтенбергские". Автор - седая женщина без очков - сидит в первом ряду.
Так что, стыдно признаться, но я побывала в Румянском особняке впервые, и - не пожалела, а получила массу интересной информации, которой захотелось поделиться.
Subscribe

  • Музей мостов

    В завершение осенних каникул сходили с детьми в музей мостов. Это новый, открывшийся в прошлом году, филиал железнодорожного музея. Отдельное…

  • Петербург. Музей обороны и блокады Ленинграда.

    Пару недель назад я наконец выбрался в обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда. Музей этот пытается вести свою биографию от основанного в…

  • Петербург. Кинематограф "Иллюзион"

    Среди застройки Ярославского проспекта выделяется небольшое двухэтажное здание в классическом стиле (Ярославский пр., 55). Это один из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments