master_florus (master_florus) wrote in karta_spb,
master_florus
master_florus
karta_spb

Category:

Потаенные уголки Коломны. Усадьба Генриха фан Гильзе фан дер Пальса.



Один из великолепных образцов городской усадьбы - обширного особняка на большом участке с комплексом дворовых хозяйственых флигелей без доходных корпусов, находится на Английском пр. д. 8 - 10. Построен в 1902 году по проекту архитектора-художника Вильяма - Эрнеста Иогансена.

Фасад облицован серым песчаником в сочетании с керамической плиткой выдержан в духе строгой эстетики северного ренессанса, распространенного в те годы в Нидерландах и северных провинциях Франции.


Если заглянуть во двор через парадные ворота с фонарями, то откроется неожиданный вид на дворовый экипажный корпус, позднее - гараж. Он похож на усадебный замок Северного Брабанда.


Но самое удивительное открывается внутри особняка, прямо за парадной дверью: настоящая галерея парадных залов и комнат в разных "модных" в то время стилях, составляющих интерьерный набор аристократического дома.


Лестница в бельэтаж выполнена в стиле модерн.  Позолоченный гриффон впился когтями в мраморную тумбу .


Главная парадная лестница выдержана в голландском усадебном стиле, через двусветный зал лестницы раньше проходил лифт из нижнего гардероба на 3-й этаж, в спальные комнаты. Работы по художественной ковке исполнены фирмой Карла Винклера.


Через фойе парадной лестницы можно пройти в комнаты второй линии - с окнами во двор

Курительная (персидская) комната, в бытность хозяина дома Генриха Генриховича здесь располагались турецкие диваны и кальяны.

Зеленая гостиная или "травяная" комната - изысканный образец Art Nouveau - соединяет общий коридор и большую гостиную - она же зал приемов.
Дело в том, что Фан дер Пальс - голландец по происхождению был человеком известным и уважаемым в северной столице. он сделал невероятную карьеру от мелкого конторского служащего до крупного финансиста, одного из управляющих акционеров Русско-Американской Резиновой Компании "Треугольникъ". В его доме устраивались гостевые приемы и эти интерьеры были чем-то вроде визитной карточки  именитого коммерсанта.

Дверь парадного зала и интерьер библиотеки,  в нем прослеживаются мотивы комнат стиля "ар нуво" архитектора Ван де Вельде.
Пейзажное панно над диваном исполнил Петров-Водкин.

Собственный кабинет. Кроме коммерции Г.Г. Фан дер Пальс служил еще и по дипломатической части, будучи консулом Голландии в столице Российской Империи.  В 1901 году он приобрел два участка по Английскому проспкту для постройки усадьбы с расчетом на обустройство консульских аппартаментов. Для строительства и отделки этого здания были привлечены многие мастера и большое количество строительных рабочих, отделочников, паркетчики, камнерезы, резчики по дереву. Работы были проведены в кратчайшие сроки. Созданные интерьеры и весь образ усадьбы выражали не только пожелания и эстетические запросы Гильзе, но и вкусы его супруги - Лючии. Она умерла в 1904 году и фамильный склеп на Новодевичьем кладбище, в котором она похоронена создал тот же архитектор - Вильям Иогансон.

Именно по желанию Лючии была выполнена эта веранда с зимним садом и фонтаном.
Когда началась Первая Мировая война, Фан дер Пальс устроил в своем особняке лазарет для раненных, сегодня трудно это себе представить, но богачи, жившие в "той" России, были совершенно не похожи на сегодняшних, они богатели вместе со страной и в военное время разделили ее испытания (в меру возможностей)
После февральской революции Фан дер Пальс уехал из России, понимая, что здесь наступают времена, предсказанные кистью средневековых голландских художников Босха и Брейгеля...
Впоследствии в этом особняке раположилось английское посольство, но пробыло оно там недолго, его сменил "интернациональный молодежный клуб". С 1939 года  это здание бессменно занимает горвоенкомат. 
Надо отметить, что этому шедевру русского модерна повезло, он не пострадал от войны, не был приговорен к уничтожению властями Ленинграда, его интерьеры даже сохраняли как могли. 
Есть все основания считать этот особняк с его интерьерами равным по художественному значению особняку Рябушинского в Москве.
Для этой небольшой экскурсии по одной из потаенных жемчужин старой Коломны использованы сведения из творческого отчета архитектора Иогансена, опубликованного в журнале "Зодчий".
Фотографии мои, они сделаны в 1998 году по рекомендательному письму КГИОП и с любезного разрешения горвоенкома.

Tags: Коломна, архитекторы, дворцы особняки, интерьеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments