vn (vn) wrote in karta_spb,
vn
vn
karta_spb

Categories:

Оранэла

Меня давно интересовала история трамвайного маршрута в Стрельну (№36). И вот, в книге Юхнёвой"Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге" прочитал:
  "В 1907 году инженер И.П.Табурно представил проект «Электрической железной дороги Казанский собор — Лигово — Ораниенбаум— Красная Горка». 19 июня 1909 года был утвержден «Устав общества Ораниенбаумской железной дороги». Средства на строительство дали 5-процентные акции, выпущенные обществом. Работы были начаты в 1910 году бельгийской фирмой под руководством талантливых инженеров Г.Графтио и А.Яковлева. Электрическая железная дорога — первая в России и третья в Европе— должна была идти от Нарвских ворот между существующей железной дорогой и заливом через Стрельну и Петергоф до Ораниенбаума. Отсюда и ее экзотическое название — «Оранэла», составленное из частей слов «Ораниенбаум» и «электричка». Движение по новой железной дороге должно было открыться в конце 1914 года, но помешала Первая мировая война. Хотя рельсы через Петергоф уже проложили, участок еще не успели электрифицировать, поэтому всю войну здесь ходил паровоз с грузовыми вагонами. Через пять лет рельсы были убраны. До сих пор в районе Мартышкино сохранилась насыпь с двумя мостами, идущая параллельно железнодорожному полотну.
  Движение по «Оранэле» осуществлялось только до Стрельны, кольцо  располагалось  напротив  Львовского  дворца.  С  этим местом связан интересный эпизод Великой Отечественной войны. Немецкие войска, внезапным ударом прорвавшиеся к заливу в районе Стрельны, увидели у Львовского дворца трамвай. Зная, что трамвай — городской вид транспорта, командование доложило в Берлин: «Вышли на городскую окраину». Немцы не знали, что первую в России электрифицированную железную дорогу в 1920 году подчинили трамвайному управлению и вместо привычных зеленых электричек по ней стали ходить красные трамваи. Тогда же исчезло звучное название «Оранэла».
  После войны из-за того, что мост через реку Стрелку был разрушен, трамвайное движение восстановили только до восточной окраины Стрельны, где и сейчас находится трамвайное кольцо.
  Что же осталось от той первой электрифицированной железной дороги? Лет двадцать пять назад произошел пожар на действовавшей подстанции, построенной бельгийской фирмой. После пожара ее переделали под спортивный комплекс. Здание бывшей подстанции «Оранэлы» легко узнаваемо — за виадуком, против трамвайного парка, возвышается романтическое красного кирпича здание с витражными окнами, напоминающее старинный замок. Кроме того, сохранились устои мостиков через речку Ивановку в районе Южного парка им. Ленина. Колея «Оранэлы» шла чуть севернее современных трамвайных путей. Когда вы едете в Стрельну от Автово на 36-м трамвае, то можете с полным правом представлять, что едете по той самой «Оранэле»."
Tags: история, транспорт
Subscribe

  • Петербург. Осиновецкий редут.

    На мое пятидесятилетие мне подарили квадрокоптер. Естественно, у меня возникло желание его опробовать, а самой удачной целью для квадрокоптера…

  • Архивные чертежи зданий Петербурга

    В пандемии есть плюсы: Государственный исторический архив Петербурга открыл доступ к документам в бесплатном режиме. Отдельный вопрос, почему…

  • Ленинград. 1954

    Приобрел несколько открыток с ксилографиями художника Сергея Мочалова, изображающими Ленинград. Особенно интересна вот эта открытка с Нарвскими…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments