polinadorofeeva (polinadorofeeva) wrote in karta_spb,
polinadorofeeva
polinadorofeeva
karta_spb

Categories:

Павловский дворец-музей. Выставка "Завещание императрицы"

 
В Павловском дворце-музее 8 октября торжественно открылась выставка "Завещание императрицы", приуроченная к 250-летнему юбилею императрицы Марии Федоровны, первой владелицы Павловска.

Пенна. Италия. Бюст императрицы Марии Федоровны. 1806.
Мария Федоровна любила, чтобы в апартаментах ее детей находился ее потрет и скульптурное изображение. Этот бюст всегда и стоял в их апартаментах в Павловске.
На выставке личность императрицы Марии Федоровны раскрыта с разных сторон. Принцесса Вюртембергская София-Доротея- Августа-Луиза, в православии, выйдя замуж за великого князя Павла Петровича, стала великой княгиней Марией Федоровной. Она рисовала, вышивала. Придворный гравер и медальер К.Леберехт обучал великую княгиню резьбе по твердым сибирским камням, медальерному искусству. Под руководством мастера Фая она научилась точить янтарь, кость. Множество подарков, выполненных собственноручно, она преподнесла своей именитой свекрови, великой Екатерине, также как и Павлу Петровичу. После восшествия на престол своего мужа, Мария Федоровна встала во главе благотворительных воспитательных учреждений. За годы своего правления она основала множество новых учреждений: училище для глухонемых детей, школу для слепых детей, психиатрическую больницу, приюты для детей, для вдов. На выставке частично представлена переписка Марии Федоровны по делам благотворительности.

Н.Мякишев. Аллегория обучения. Россия. 1807 г. Бумага, итальянский карандаш, ГМЗ «Павловск». Подпись: Р(исовал): У(ченик): 2 го Возраста Н:Мякишев, Июля 17 дня 1807 года». Каждого опекаемого императрица старалась запомнить поименно, и на протяжении всей его жизни всячески помогать. В свою очередь те дарили ей свои рисунки, вышивали. На выставке впервые можно увидеть подарки детей Марии Федоровне. "Поистине она была матерью всех сирых и убогих", - как сказала куратор выставки Людмила Коваль.

Я.Алберс. Женская головка. Россия. 1807. Бумага, сангина, тушь. Подпись: Р(исовал): У(ченик): 1 го Возраста Я.Алберс, Июля 16 дня 1807 года».

Вышивка для дверцы шкафа «Букет цветов». Россия. Начало 19 века. Канва. Шелк.

Вышивка «Пейзаж». Франция. Начало 19 века. Канва. Шелк.

А.Х.Ритт. Портрет великой княгини Марии Федоровны. Около 1796 года. Слоновая кость, акварель, гуашь.

Эта рабочая шкатулка с мелками и красками была в постоянном использовании у Марии Федоровны. Когда-то ее реставрировала Солдатова, которая, по ее словам, чувствовала пальцы Марии Федоровне на каждом карандаше из этой шкатулки.
Шкатулка с принадлежностями для рисования. Англия? Начала 19 века. Орех. Дерево черное, кость слоновая, сталь, масса яшмовая, бронза, акварель, мозаика флорентийская. Шкатулка впервые упоминается в описи 1805 года в Пилястровом кабинете на первом этаже.

Мария Федоровна дарила литургические приборы в храмы. Потир.Спб. 1798. Работа по кости – великая княгиня Мария Федоровна. Золото, серебро, бриллианты, кость, янтарь, чеканка, гравировка, эмаль. ГИКМЗ «Московский кремль», вклад МФ в церковь святого Александра Невского в Смольном монастыре в Спб.

Великая княгиня Мария Федоровна. Портрет шести детей великой княгини. 1790. Молочная стекло, карандаш, акварель, гуашь. Изображены великие князья, княжны. Александр, Константин, Александра, Елена, Мария, Екатерина.
Мария Федоровна преподнесла рисунок своих детей на день рождение Екатерины Великой 21 апреля 1790 года. Той рисунок очень понравился, и она приказала английскому граверу Джеймсу Уокеру сделать с него гравюру. Эту гравюру Екатерина Вторая послала своем многолетнему корреспондету Мельхиору Гримму. После этого гравюра имела большой успех, и часто воспроизводилась: Ф.Шубиным и Ж.Д.Рашеттом.

Она же, но в пасте, также сделана руками Марии Федоровны.

Слева направо. Работа великой княгини Марии Федоровны. Портрет великого князя Александра Павловича. Россия. 1793 года. Агат-оникс, золото. Камея. Государственный Эрмитаж. В основу резного портрета положена медаль К.Леберехта 1793.
Портрет вел.кн. Александра Павловича и Констанина Павловича. 1791. Трехслойный оникс, золото. Камея Государственный Эрмитаж.
Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны.Государственный Эрмитаж.

Шкатулка с патами, снятыми с камей Марии Федоровны, подарена князю С.М.Голицину. Шкатулка хранилась много лет в одной из старейших московских больниц. В центре - Екатерина в образе Минервы (хранитель камей Эрмитажа считает ее самой лучшей из всех камей, сделанных Марией Федоровной).

К.Кронсветтер. «Портрет Марии Федоровны». Слоновая кость. Акварель. Гуашь. Мария Федоровна изображена в малой императорской короне, горностаевой мантии, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного и с камеей – портретом Павла Первого.

В 18 веке медали выпускались по случаю важных событий в императорской семье: бракосочетанию, рождению детей. Медальерным искусством увлекалась Мария Федоровна и друзья, входящие в ее окружение. На фотографии книга Николая Алексеевича Оленина директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств: "Опыт о правилах медальерного искусства". В ней приведены рисунки 15 медалей в память о победе Александра Первого в войне 1812 года.

На выставке случилась сенсация: из частной коллекции (Англия) в экспозицию поступил чайный сервиз на две персоны - дежене - из молочного стекла с монограммой Марии Федоровны. Ольга Мазур (на фото), владелица сервиза, рассказала, что ее муж уже 40 лет занимается русским искусством, и когда он был в антикварном магазине привезли большую партию вещей из одного поместья. Он увидел монограмму Марии Федоровны, и сразу купил сервиз. По словам специалиста, он был преподнесен императрице на рождество в 1800 году от Императорского стекляного завода. Таких вещей, из стекла, осталось мало в мире, а уж целого сервиза и подавно не сыскать!

Сервиз из Розового павильона. Десертный сервиз с изображением роз и шиповника. Франция, Париж, частный завод, 1821-1822. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка. На каждой тарелке под изображением в технике цировки обозначены названия сортов роз. Сервиз был подарен императрицей Елизаветой Алексеевной свекрови вдовствующей императице Марии Федоровне. Всего в сервиз входило 58 предметов, сохранилось - 54. Роспись выполнена по альбоам П.Ж.Редуте.
В Розовом павильоне собирался избранный круг Марии Федоровны: баснописец И.А.Крылов, Ю.А. Нелединский, Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, Н.И.Гнедич, А.Н.Оленин, Д.С.Бартнянский. На летучих листах альбома в павильоне они оставляли свои записи. Альбом также экспонируется на выставке, как и потреты многих из них.

Сервиз для павильона «Старое шале». Англия, мануфактура Веджвуда, конец 18 века, фаянс. Подглазурная роспись. Сервиз, с изображением различных сельскохозяйственных орудий, предназначался для павильона «Старое шале», вокруг которого был устроен сад и огород, где дети Марии Федоровны получали навыки сельскохозяйственного труда. Мария Федоровна также увлекалась разведением цветов, экзотических растений. Она глубоко изучила ботанику. На выставке представлены ее научные труды "Каталог трудов по ботанике Ее Величества Императрицы в общем кабинете в Павловске" и др.

«Хороший садовник». Альманах. 1821. Париж. Бумага, кожа; печать. В экспозиции представлены книги из личной библиотеки императрицы с ее пометками. До самой старости Мария Федоровна училась, она многим интересовалась. В витрине выставлены ее тетради по политэкономике...

по гидравлике на французском языке. Она стремилась разобраться в этой науке, чтобы понять, как лучше обогревать теплицы и так далее. Вообще, название выставки "Завещание императрицы" подразумевает не завещание ее прямым потомкам, а нам - будущим "сынам отечества". По словам Людмилы Коваль, она стремилась так выстроить экспозицию, чтобы каждый пришедший понял как важно в жизни, чем-то интересоваться серьезно, стремясь освоить дело на профессиональном уровне, и, главное, как любить свое отечество. Еще несколько картинок, передающих, что происходило в этот день на выставке.


Выставка в библиотеке Росси продлится до 17 января 2010 года.


Tags: Павловск
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment