Teufelus aka Isäkarhu (teufelus) wrote in karta_spb,
Teufelus aka Isäkarhu
teufelus
karta_spb

Category:

Два старых кладбища

Историческая прогулка по двум старинным кладбищам Санкт-Петербурга...

Первым было кладбище новодевичьего монастыря:


Новодевичье кладбище было одним из самых привилегированных кладбищ Санкт-Петербурга в XIX-XX вв.
Название кладбища происходит от Новодевичьего монастыря, который по указу императрицы Елизаветы Петровны сначала был устроен у Смоляного двора, а потом был переведен к Московской заставе. В 1748 г. был заложен собор Воскресения Христова, началось сооружение монастырских корпусов. Впоследствии, Смольный монастырь, возведенный по проекту Ф.Б. Растрелли, стал одним из прекраснейших архитектурных ансамблей Петербурга. В первые годы захоронения были единичны: в 1849 г. - 3, в 1850 г. - 4, в 1851 г. - 2, в 1852 г. - 12. Одним из двух погребенных в 1851 г. был автор нового монастырского ансамбля архитектор Н.Е. Ефимов. Настоятельница монастыря игуменья Феофания, скончавшаяся в 1866 г., в знак особого уважения была погребена не на кладбище, а близ алтаря Воскресенского собора. На Новодевичьем кладбище хоронили только людей высших сословий, среди которых было множество видных государственных деятелей - министров, военачальников, писателей, поэтов, ученых, художников и артистов. Новодевичье кладбище было одним из самых богатых и благоустроенных кладбищ города, уступая, пожалуй, только некрополям Александро-Невской лавры. С 1849 по 1887 гг. на Санкт-Петербургском Новодевичьем кладбище было похоронено 3.447 человек, с 1887 по 1934 гг. примерно 22.000 человек. Большая часть этих захоронений до наших дней не сохранилась. Однако и сегодня уцелевшие памятники XIX – начала XX вв. впечатляют монументальностью и разнообразием. Это гранитные постаменты, стелы с крестами, стенки, плиты, саркофаги, обелиски. Кладбище было дорогим, все поддерживалось в образцовом порядке. Дорожки были посыпаны песком, устроены газоны, цветники, высажен декоративные пустырник. Богатые склепы украшали иконы, серебряные венки, ковры, на могилах теплились лампады. Петербургский Новодевичий монастырь упомянут А.А. Блоком в поэме «Возмездие» в связи с описанием встречи воинов, возвращавшихся с русско-турецкой войны 1877-1878 гг.:
«За самой городской чертой,
Где светится золотоглавый
Новодевичий монастырь,
Заборы, бойни и пустырь
Перед Московскою заставой…».

В 1906 г. возникла идея заменить первую деревянную Казанскую церковь каменным храмом по проекту В.А. Косякова, устроив в подвале двухъярусную усыпальницу на 500 склепов. Необходимая сумма была собрана в виде взносов, которые давали право захоронения в храме-усыпальнице с вечным поминовением. Отделка храма так и не была закончена, а его освящение состоялось уже в наши дни. Поскольку похороненные на Новодевичьем кладбище имели высокий социальный статус, то после революции большинство могил было заброшенно - родственники тех, кто был похоронен здесь, были вынуждены покинуть родину, другие были арестованы либо расстреляны. В 1920-1930 гг. могилы многих выдающихся государственных и общественных деятелей были поруганы и разрушены. Художественные литые ограды, гранитные и мраморные надгробия, кресты, скульптуры были вывезены или уничтожены; Ильинская, Скорбященская и первая Казанская церкви - разобраны. В 1930 гг., когда стали заниматься благоустройством лаврских некрополей, из которых хотели сделать музей, с Новодевичьего кладбища были перенесены могилы тех, кто составлял гордость и славу России XIX столетия. Так, например, в некрополи Александро-Невской лавры были перевезены останки художника А.А. Иванова, композитора Римского-Корсакова и сестры Пушкина, О.С. Павлищевой. Интересно, что погребения сестер обители, в отличие от многих других могил, чудесным образом сохранились. Самое красивое и почитаемое из них - могила блаженной Дарьюшки, инокини Исидоры, жившей в XIX в, чей удивительный подвиг непостижимой кротости и смирения живописно изложен в книге С. Снессоревой «Дарьюшка». Главный вход на кладбище - со стороны Казанской церкви, которой не так давно талантливые реставраторы вернули ее былое великолепие. Справа от входа возвышается памятник Н.А. Некрасову со скульптурным бюстом поэта. Чуть южнее - семейное место Тютчевых. Рядом невозможно не заметить памятник замечательному клиницисту С.П. Боткину, окруженный красивой оградой. Могила выдающегося русского художника М.А. Врубеля расположена на восточной окраине кладбища. В центральной части привлекает внимание массивный гранитный склеп в виде классического портика с урной. Здесь был похоронен актер Александринского театра К.А. Варламов, имевший ошеломительный успех у публики в конце XIX-начале XX вв. Последние захоронения на Новодевичьем кладбище относятся к 1934 г. С тех пор кладбище считается закрытым. Несмотря на то, что сегодня кладбище находится в полуразрушенном состоянии, оно представляет несомненный художественный и исторический интерес. На Новодевичьем кладбище можно увидеть прекрасные надгробия в стиле модерн и в неорусском стиле. Сохранились фамильные склепы и ансамбли общих родовых участков для погребений. На Новодевичьем кладбище похоронены: поэты Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.Н. Майков, К.К. Случевский; композиторы А.Н. Лядов и Э.Ф. Направник; художники П.В. Басин, А.Я. Головин, А.А. Иванов; архитекторы Н.Е Ефимов и И.Д. Черник; врач Э.Э. Эйхвальд; адмиралы Г.И. Невельской и Н.О. фон Эссен; генералы Г.О. Леер и М.И. Богданович; шахматист М.И. Чигорин. В 2004 г. имена 13.730 захороненных были названы городским комитетом по использованию и охране памятников (КГИОП).

(с) http://www.devichkaspb.ru/
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Снегопад вынудил нас быстрее перейти ко второму пункту нашей программы - Громовскому кладбищу:

Громовское кладбище расположено в южной части Санкт-Петербурга, между линиями Балтийской и Варшавской ж/д (недалеко от станции метро Московские ворота). Оно было одним из центров Белокриницкого согласия - самого большого течения старообрядцев-поповцев - и было центром этого толка для всего северо-запада России. Свое название оно получило от купцов-миллионеров Сергея и Федула Громовых, выходцев из старообрядческого села Гуслицы под Москвой. В Петербурге им принадлежала Громовская лесная биржа - огромные торговые склады близ Смольного. Другая биржа Громовых находилась на левом берегу Фонтанки, напротив Апраксина двора. Официальным главой петербургского поповства считался попечитель королевской моленной Сергей Громов, жену которого, Елену Ивановну, страообрядцы называли "госпожой Дому Израилеву, истинной рабой Христовой". Но фактическим лидером общины был младший брат, более осторожный Федул Громов, меценат и коллекционер, владелец лучшей в Петербурге оранжереи на Аптекарском острове. В 1835 г. "по прошению попечителей старообрядческого общества здешних купцов Сергея Громова и Никиты Дрябина" официально отвели одиннадцать тысяч восемьсот пятьдесят четыре квадратные сажени земли для кладбища. До наших дней сохранилось одно из первых захоронений - гранитный саркофаг на могиле Ивана Ивановича Гречухина (ск. 1836), московского 2-й гильдии купца. Старообрядцы жили в столице еще с момента ее основания и процветая, в царствование Екатерины II и Александра I. В конце царствования Николая I подверглись притеснениям. В 1883 г. они были уравнены в гражданских правах с православными, им разрешено было возводить молитвенные здания, однако без куполов и крестов. В 1905 г. все ограничения со старообрядцев были сняты. Перед революцией в Петербурге насчитывалось около 10.000 старообрядцев - поповцев (беглопоповцы и Белокриницкое согласие) и беспоповцев (поморцы, федосеевцы, филипповцы). Большевики вначале к ним благоволили, но затем тоже подвергли гонениям, отчего число старообрядцев сократилось во много раз. Поначалу кладбище поповцев находилось на Волковом поле, но когда при Павле I оно перешло к единоверцам, Ф. Громов в 1825 г. подарил для него землю в другом месте, где девять лет спустя возникло новое кладбище с богадельней и моленной в деревянном доме. В 1844 г. здесь была освящена деревянная Успенская церковь на 150 человек, куда из закрытой моленной на Ивановской улице перенесли иконы XVI в. и утварь. С появлением в 1862 г. "окружного послания", которое разделило поповцев на окружников и неокружников, кладбище отошло к первым, которых было большинство. В 1878 г. небольшая церковь с главкой была расширена двумя приделами, а в 1906 г. украшена звонницей. 19 февраля 1907 г. при ней была учреждена старообрядческая община, решившая выстроить новый храм. В 1912 г. по проекту Н.Г. Мартьянова, архитектора-старообрядца из Москвы, на кладбище началось возведение выдержанного в суздальском стиле каменного двухэтажного Покровского храма на 2.000 человек. Вчерне он был готов в следующем году, и уже 16 ноября 1914 г. состоялось освящение придела ап. Иакова, размещенного под шатровой колокольней. 4 января 1915 г. епископ Геронтий освятил главный придел, но боковые остались неосвященными, равно как и нижний храм, который, как выяснилось, временами заливало водой. Старинные иконы для пятиярусного иконостаса, вырезанного из дуба в Москве, частью были взяты из старой деревянной церкви, частью куплены. Среди них выделялись иконы Владимирской Божией Матери, Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца XVI в. Паникадило и подсвечники были современными, но стилизованы под старину. После постройки каменного храма деревянная Успенская церковь была сохранена - ее использовали в зимнее время и для панихид. В первый Спас крестный ход для водосвятия шел на кладбищенский пруд или через весь город - на Неву. После Октябрьского переворота кладбище с храмами перешло к общине протопопа Аввакума. В октябре 1922 г. Успенская церковь была закрыта, а Покровская взята под охрану обществом "Старый Петербург", что не спасло ее в 1932 г. от закрытия. В Великий пост, на "Марьино стояние", поздно вечером, одновременно, НКВД были проведены аресты всех активных прихожан (самому младшему было 12 лет) всего около 160 человек. В том числе был арестован и владыка Геронтий. Большинство из них получили по 10 лет за "контрреволюцию". А в 1934 г. Покровский храм был взорван. В советское время территория кладбища сократилась с 4 га до 0,9 га. На части территории кладбища располагались склады и была проложена ж/д ветка. Возглавлявший приход епископ Геронтий (Лакомкин) был репрессирован. Полуразрушенное здание и кладбище частично сохранились до наших дней. Кладбище было закрыто в 1939 г.

(с) http://www.gromovskoe.ru/

13.

Остатки собора, бывшего на кладбище...
14.

Раньше он выгладел так...
15.
(с)http://al-spbphoto.narod.ru/

16.

17.

18.

19.

20.
Tags: Московский р-он, кладбища
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments