?

Log in

No account? Create an account
Карта СПб
Ксения Блаженная на Петроградской стороне 
06.02.2008
lodka-m
Сегодня день памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Вдохновившись прекрасным рассказом sart27, недавно прошлась по Петроградской посмотреть еще раз на места, связанные с ее жизнью.


Лахтинская улица

На этой улице стоял дом Ксении, в котором она жила и из которого ушла, приняв имя умершего мужа. Насчет точного места расположения дома мне встретились противоречивые сведения.

Александр Богатырев:
"Место нахождения дома Блаженной было установлено с точностью до одной сажени. "Если встать спиной к Большому проспекту и пойти по левой стороне Лахтинской улицы, через 14 саженей начнется участок протяженностью в 26 саженей, принадлежавший мужу блаженной Ксении Андрею Федоровичу". И Лахтинская улица в ту пору называлась улицей Андрея Петрова по имени мужа Блаженной.
...Этого храма <в честь святой блаженной Ксении Петербургской> тоже нет и, по всей вероятности не будет на том месте, где ему надлежит быть. Место это – пустырь, на котором некогда стоял дом, принадлежавший мужу Блаженной Ксении, где она прожила несколько лет своего недолгого замужества. Место это бойкое и продано оно под строительство торгового центра.
Подпись высокого начальства под документом, удостоверяющим законность передачи этого участка, поставлена именно в день памяти Блаженной Ксении - 6-го февраля."

Сажень это 2,1336м, стало быть около 30 метров от угла Большого и Лахтинской (на этом месте сейчас новый торговый центр), а протяженность участка почти 777 м -- немного больше чем нынешняя протяженность улицы.

По другим сведениям, место, где стоял дом, аккурат на пустыре между домами 15 и 19. А это другая сторона улицы и за Малым проспектом. На этом месте собираются строить церковь во имя святой. О строительстве можно прочесть, например, тут: http://www.sir35.ru/Orthodoxy/Ks_708.htm
Фото у меня нет, не учла:(

Угол Лахтинской и Большого пр.


Со стороны Большого пр.


А на этом месте была Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святого Апостола Матфея (с 1923 года - Матфеевский собор), прихожанами которого были Ксения и Андрей Федорович Петровы.



О храме написано на стенде. Каждую среду здесь служат молебны.


Неподалеку от горки-фундамента церкви крест. Надпись на табличке в центре:
Православный Крест возрождения Покровской Матфиевской церкви воздвижен 12/25 мая год 2007 от Рождества Христова.


А если еще немного пройти, через сквер к Каменноостровскому проспекту, то увидим сквер им. Андрея Петрова.

Сейчас там глобальное благоустройство.




Вот стоит деревце, посаженное композитором Андреем Петровым


надеюсь, этот кривенький каштан переживет реконструкцию


На стенде написано: "Комплексное благоустройство сквера им. А.Петрова". Заказчик: комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. Начало работ - декабрь 2007, окончание работ - июнь 2008




The Automatic Converter of Satellite Maps into LiveJournal © MAPS 2 LJ, 2007
The map moves and increases, on it any markers and elements of control are pressed:
Map source: GeoLinks Contact: e-mail Blog: Abava | Map in GL


Comments 
05.02.2008
ОххЪ. Второй и третий снимки — уже по духу совершеннейшая Москва; то, что меня на каждоей прогулке наизнанку выворачивает. Задувает хамский ветер, дома шатаются от глянцевых тачек и осадной техники.
06.02.2008
Правильно. Чтобы там не было московского духа, надо вот это новое здание убрать, а вместо него поставить грязный аварийный бывший доходный дом с разрушающимися деревянными перекрытиями. И будет щасте.
06.02.2008
Невероятно. Я столько лет жила в этих местах, и вот... все черты знакомы, а назвать по имени не могу не могу. Фотография с фундаментом - это на бывшем пр. Ленина?
А первая фотография - вылитая Съезжинская, если фотографировать лицом к Б. Пушкарской.
Большое спасибо за рассказ.
06.02.2008
угол ул. Ленина и Б. Пушкарской (забыла подписать:) )
На первой -- Лахтинская, от Большого проспекта.
Не за что:) Настоящий рассказ -- по ссылке у sart27, а тут так, фото и подписи:)
06.02.2008
хочется и "настоящий рассказ" послушать..
06.02.2008
Да, точно, спасибо. Петроградская - самое лучшее место на Земле :)
06.02.2008
Спасибо за интересный рассказ!
06.02.2008
Я тоже болею за этот каштан! (Это точно каштан?) Но помню это дерево, ещё, когда оно изогнулось, не ещё не легло на землю (год этак 86-ой.) Очень живописное было. В его створе окошечко, в котором висела афиша, на которой крупными буквами было написано Ахматова.
У меня фотография такая была, затерялась, к сожалению, а м.б. ещё и найдётся.
06.02.2008
каштан. Видела как цвел
06.02.2008 - спасибо. очень интересно.
Садик, где сейчас мемориальный щит собора Св Матфея. В народе всегда назывался Матвеевским, хотя почти никто не знал почему.
06.02.2008
да, так вот... Память места
07.02.2008 - Re: спасибо. очень интересно.
Он не только в народе так назывался, но и в советских справочниках-указателях, так что вполне официальное имя, - редуцированное, правда (Матфеевский). Это единственное слово, которое от истории оставалось. Вот и "прозябло".
06.02.2008
Странное впечатление. Улицы те же, но...
07.02.2008
Даже не то, что изменилось, изменилось всё. Но вот, например, без особых проблем могу себе представить Раскольникова где-то в районе виноторговли братьев Андреевых. Или Пушкина, гуляющего по набережной Екатерининского канала - рядом с домом, где он когда-то жил. А вот представить Ксению Блаженную на этих улицах - не получается, у них какая-то совсем другая ментальность сейчас.
07.02.2008
По ощущениям, пожалуй, Ксению легче себе представить на Смоленском.
Насчет ментальности не могу сказать, а внешне на Петроградской -- полное изменение. Вот мы вполне представляем себе эпоху Пушкина и Достоевского: по гравюрам и акварелям 19 века и по тому что многое из парадного "Пушкинского Петербурга" и непарадного "Петербурга Достоевского" сохранилось и до наших дней. А Петроградская сторона при Елизавете? С деревянными домами. Как она выглядела? От нее ведь ничего не осталось. Давно, когда читала житие Ксении, казалось странным что она выходила молиться в поле, за город. Как можно выйти за город?:) А вот, примерно за нынешний Чкаловский проспект или за Карповку.
Да и на нынешние эти мои фотографии посмотреть - на всех как на подбор: стройки, сносы, реконструкции...
07.02.2008
Действительно, и не могло остаться... Не сразу сообразила даже, что была практически сплошная деревянная застройка.
29.12.2015 - где молилась Ксения Блаженная
Вы очень точно указали. За Чкаловский. По улице Ленина за Чкаловским пасли коров и жители получали всегда парное молоко в завтраку. На Большом местами была непролазная грязь. Лежали мостки. В районе Лахтинской - Ленина провалился мужчина, забыла какого сословия, еле вытащили.
07.02.2008
Такой грустный репортаж...
Но ничего, даже если не будет пямятников, память останется...
07.02.2008
от той Петроградской, которую знала Ксения, в Елизаветинское время, практически ничего и не осталось, да и не могло остаться, кроме храма. А его снесли в 1932 году. Память еще есть, но без памятников она стирается, как с Матфеевским собором - Матвеевским сквером, когда стали забывать отчего сквер так называется.
Хотя, можно сказать и наоборот -- название удержало память

Edited at 2008-02-07 20:38 (UTC)
07.02.2008
Наше калининградское правительство, равно как и ваше, тоже считает, что торговые центры и супермаркеты городу нужнее и важнее.
У вас хотя бы бесчисленное множество архитектурных, в т.ч. православных, святынь, а у нас гибнут даже немногие, которые можно было бы восстановить:
http://www.kaliningrad.ru/news/culture/k361202.html
25.05.2008
Грустно, но хотелось бы сказать, что Матвеевский садик сейчас пытаются захватить для "восстановления" храма. К сожалению, мало кто знает, что собственно пятиглавая Матвеевская церковь (собор) стояла на том месте, где сейчас телефонная станция (большое желтое здание, в нем оборудование). А то возвышение, которое у вас на фотографии - на нем была когда-то деревянная Покровскаяцерковь, которую снесли в 19м веке, потом (возможно) одна из часовень собора. "Восстанавливать" что-то сейчас - убить Матвеевский садик, и еще одним местом, где можно гулять, на Петроградской станет меньше.
Я петербурженка в как минимум пятом поколении, и я неневерующая (это чтобы предвосхитить крики типа "ты не веришь в Бога, поэтому не понимаешь, как это прекрасно - храм". Но для верующих храмов в принципе достаточно - ведь тех, кто ходит туда не только по самым крупным православным праздникам (типа Пасхи), реально единицы. А вот скверов почти не осталось...Честно говоря, мы боремся против этого якобы "восстановления" - никто в принципе не возражал против памятной часовни, но ее-то можно поставить в углу садика, а не огораживать половину сквера (как сделали сейчас). Приехал некий благотворительный фонд "Православие", поставил забор (без каких-либо объявлений и разъяснений), и планирует после проведения изыскательских работ на месте фундамента ставить там полноценный храм. Это, безусловно, стремление отмыть деньги на строительстве, а никакая не забота о памятниках, или тем более о людях.
03.06.2008
извините, не сразу отвечаю

Извратить можно что угодно, даже строительство храма. На Петроградской их почти и нет. Как и скверов, впрочем:( Печально все
А Матфеевский собор, судя по картам, стоял именно там где это теперешнее возвышение-фундамент: http://www.aroundspb.ru/maps/spb1901/spb1901_06.jpg Может, ошибаюсь, не знаю точно
03.06.2008
Храм сейчас строят на Лахтинской - как бы на месте дома Ксении. Так что не так уж и мало. А скверов точно больше не становится. Может, все же следует учитывать мнение жителей, а не кидаться восстанавливать независимо от изменившейся за 75 лет ситуации? Может, собор там и стоял - допускаю. Но если вы пойдете в садик сейчас, то увидите, что строительство храма половину садика просто заберет под храм (сама церковь, плюс территорию вокруг огородят, плюс нищие и одержимые фанатики, которым будет не угодно, чтобы рядом с церковью гуляли, да еще не дай Бог с собаками), а всех гуляющих, включая мам с колясками, старушек, маленьких детей, детей постарше с мячиками и велосипедами и взрослых в лучшем случае запихнут в оставшийся кусок. Дховность? Не говорите мне про духовность. Она идет не от зданий, будь они хоть сто раз уникальные (а это будет всего лишь копией) - от души. Я верующая, но если там построят храм, никогда не пойду в него. Он будет построен вопреки интересам тех, кто тут ЖИВЕТ - а не исступленно молится.
This page was loaded сент 20 2019, 9:32 am GMT.