Геральдический Петербург (heraldic_spb) wrote in karta_spb,
Геральдический Петербург
heraldic_spb
karta_spb

С днем варенья, Освободитель:)



Кто понавтыкал букетов в барельеф? Свадьбы, наверное: фото сделано в воскресенье, 15 апреля. (Интересно, что влечет молодоженов в «самый счастливый для них день» к царю с имиджем душителя и несмываемым ником «Николай Палкин»? Загадка).
Тот, кто позавчера воткнул букет в центр композиции, закрыв им от взора туристов лицо Николая Павловича, наверняка не знал, насколько эти цветочки кстати.

Сегодня, 17 апреля, у мальчишки в кивере, на которого указывает удерживающая букет рука царя, - день рождения.

189 лет…

Шедевр Клодта перед Мариинским дворцом лишь отчасти шедевр Клодта. Архитектор и автор постамента все же – Огюст Монферран, а барельефы на памятнике – работы Рамазанова и Залемана. Говорят, будто помпезный пьедестал мешает оценить великолепие клодтовского всадника. Зато пьедестал «ближе к народу» (его - хотя бы - можно рассматривать в деталях). Да и кого бы увлекал такой всадник без такого постамента?

У центральной сцены-барельефа (работы Рамазанова) есть два названия: более общее («14 декабря 1825 года») - и более внятное: «Вынос по приказу Николая I наследника Александра верным солдатам лейб-гвардии Саперного батальона во дворе Зимнего дворца после подавления восстания 14 декабря 1825 года».

Утром в день мятежа на Сенатской будущий Царь-Освободитель сидел в Аничковом дворце на Фонтанке (где родился и прожил все свои первые семь с половиной лет) и раскрашивал картинку. Тут приехал посланный отцом флигель-адъютант Кавелин, погрузил Великого князя вместе с его воспитателем Мердером на извозчика и повез в Зимний дворец – под опеку уже успевших присягнуть Николаю Павловичу солдат подшефного Николаю же лейб-гвардии саперного батальона. Ввечеру, наконец-то (и кроваво) разогнав бестолковых мятежников, Николай и сам прибыл в Зимний – триумфатором.

А. Волькенштейн, написавший историю батальона, так передает встречу Государя с семейством и верными войсками:
«Камердинер вдовствующей императрицы Марии Федоровны, Гримм, вынес Наследника престола, семилетнего великого князя Александра Николаевича, одетого в парадной форме лейб-гвардии гусарского полка. Государь взял первенца своего на руки, вызвал перед батальон рядовых, имевших знак отличия военного ордена, и осчастливил их дозволением поцеловать его. Приказав затем отнести Наследника обратно во дворец, государь, обратившись к саперам, сказал: «Я желаю, чтобы вы также любили моего сына, как я сам люблю вас». Саперы восторженно бросились целовать руки, ноги и платье царственного младенца».



То есть сцена на пьедестальном барельефе вполне исторична. Цесаревич уже перешел на руки саперу и готов к верноподаннейшему зацеловыванию.

Гусарская униформа на мальчике, конечно, не случайна: он был шефом лейб-гвардии гусарского полка с самого рождения. В апреле 1818 года царствующий тезка младенца был несказанно рад рождению мальчишки в семье брата Николая и тут же зачислил новорожденного корнетом в тот самый полк. (Радость императора объяснима: у самого Александра Благословенного детей не было вообще, последние два десятка лет в царственной семье рождаются одни девчонки…).

Восемнадцати лет от роду цесаревич возглавит подшефный полк уже не как номинальный патрон, а как командующий – и через это назначение окажется однополчанином Лермонтова. Чтобы представить себе униформу мальчика в цвете – посмотрите на самые известные портреты Михаила Юрьевича – те, где он в красной с золотыми шнурами куртке-доломане. На барельефном цесаревиче почти такой же. Только еще с лазоревой лентой ордена Андрея Первозванного через правое плечо.



России не повезло с главным героем монумента: любовно выстроенная им за тридцать лет «вертикаль власти» не выдержала испытания Крымской войной. Говорят, Николай Павлович успел осознать свое политическое и идеологическое (так, кажется?) банкротство. И ушел в мир иной так, как полагается банкроту. «Своей не своей» смертью.

Повезло ли России с барельефным мальчиком на руках солдата?

Хм. А ему с ней?



С днем рождения, Освободитель.

______________________________________________________________
Особая благодарность - canoe_ride: за фотосъемку и участие.

Tags: история, памятники мемориальные доски
Subscribe

  • Ленинград. 1940-1950е

    Пополнил свою коллекцию несколькими открытками с видами Ленинграда 40-50х годов. На этой открытке с видом Тракторной улицы особенно интересна…

  • Дореволюционный Петербург.

    Еще одно пополнение моей коллекции открыток: Далее в моем блоге...

  • Ленинград. 1964

    Приобрел в коллекцию любопытный набор открыток с видами Ленинграда. Набор хорош тем, что многие виды в нем нетиповые, а на сфотографированных улицах…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Ленинград. 1940-1950е

    Пополнил свою коллекцию несколькими открытками с видами Ленинграда 40-50х годов. На этой открытке с видом Тракторной улицы особенно интересна…

  • Дореволюционный Петербург.

    Еще одно пополнение моей коллекции открыток: Далее в моем блоге...

  • Ленинград. 1964

    Приобрел в коллекцию любопытный набор открыток с видами Ленинграда. Набор хорош тем, что многие виды в нем нетиповые, а на сфотографированных улицах…