Eugene Eu (eugene_eu) wrote in karta_spb,
Eugene Eu
eugene_eu
karta_spb

Categories:

В поисках исчезнувшего вокзала

До Второй мировой войны граница между Советским Союзом и Финляндией проходила по реке Сестре. Станция Белоостров была приграничной. А с финляндской стороны, в свою очередь, существовала станция Раяйоки.


Пытливый взор из окна электрички без особого труда различит в лесу зарастающие старые железнодорожные насыпи. Мне известна, к сожалению, только одна довоенная карта этой местности. На ней хорошо различимо путевое развитие станции Раяйоки, которое вполне соответствует сохранившимся насыпям:


Но на этой карте не указаны станционные постройки, а главное - вокзал. Где же он находился? Некто А.А.Сыров пару лет назад выпустил путеводитель по Карельскому перешейку. Это хорошо скомпилированная книжка, возрождающая, на мой взгляд, традиции дореволюционных путеводителей. Вот что в ней говорится: "Из окна поезда справа виден фундамент бывшей финской пограничной станции Раяйоки". Осталось это проверить на месте. Заниматься "фундаментальными исследованиями" лучше весной, когда ещё не высока трава.
Экспедиция началась от станции Белоостров. В 1934 году здесь было построено огромное монументальное здание вокзала, которое должно было стать парадными воротами в страну победившего социализма. Но во время войны эта удивительная постройка была разрушена, и в 1950-е гг. в Белоострове возвели куда более скромное здание - станция больше "не несла представительских функций".


Изнутри современный вокзал мало чем интересен, если не считать двух деревянных диванов, сохранившихся с незапамятных времён:


После отделения Финляндии железнодорожный мост через Сестру покрасили в два разных цвета. Советская половина моста была красной, а финляндская - белой.


Перейдя мост (современный и совсем не интересный), справа, действительно, увидел остатки гранитных фундаментов. Но ни один из них не мог быть вокзалом - слишком маленькие это постройки: караулка или дом програничной стражи - не более того. А ведь раяйокский вокзал был огромен! Под одной крышей находились таможня, паспортное отделение государственной полиции, почта и два (!) ресторана. Здание вокзала было построено в 1917 году по проекту финского архитектора Бруно Гранхольма. Этим даровитым и самобытным зодчим построены многие дореволюционные вокзалы на железной дороге, ведущей в Финляндию: Ланская, Удельная, Шувалово, Озерки, Парголово. Увы, вокзал в Раяйоках сгинул в огне войны. Но всё-таки, где же он находился? Стоит ли верить путеводителю? Один краевед вскользь упомянул, что сохранились старые деревья на площади перед бывшим вокзалом. И действительно, несколько старых лип (их почему-то издалека принимают за дубы) растут рядом с железной дорогой, но только не справа от неё, а слева:


Ага, а вот уже кое-что интересное! Прямо между липами - люк, стены выложены красным кирпичом. Завален мусором. Надо полагать, бывшая канализация...


Вскоре рядом обнаружился фундамент и вот это - скорее всего, бвыший вход в подвальное помещение.


Ровная площадка - бывший пол. Плиты, выложенные в шахматном порядке - наверное, здесь был ресторан...


А это что за кафельная плитка?


А-а-а! Надеюсь, и так понятно, что у финнов здесь было...


А вот это - самое интересное! Что за прямоугольная яма, заваленная мусором? Но слева можно обнаружить ступеньки. Это - бывший вход в подземный переход! В Раяйоках под железной дорогой был построен подземный переход, примерно такой же, как в Зеленогорске (Териоках). Теперь он засыпан мусором и затоплен.


Над подземным ходом на поверхности земли можно видеть две пары вот таких прямоугольных отверстий. Это ничто иное, как остатки световых люков, освещавших подземелье естественным светом. Отверстия были закрыты металлическими решетками с толстыми стёклами - так называемыми "стёклами луксфера", о которых столь увлекательно писал в своё время многоуважаемый romodin. Увы, решетки не сохранились :(


Пройдя сотню метров от места бывшего вокзала, в лесу можно обнаружить две прямоугольные бетонные ямы. На старой карте здесь показан тупик. Это ничто иное, как смотровые ямы двустойлового локомотивного депо.


Когда-то здесь осматривали паровозы... А теперь электрички проносятся без остановки - нет давно станции Раяйоки. Безвозвратно утрачен один из красивейших вокзалов. И только старые липы на бывшей привокзальной площади печально шелестят листвой вослед проезжающим поездам...
Tags: вокзалы, окрестности Петербурга
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →