babs71 (babs71) wrote in karta_spb,
babs71
babs71
karta_spb

Categories:

ДК имени Горького. Архитектурный конкурс и последующее проектирование.

В свое время я уже делал большой пост, посвященный зданию ДК имени Горького. Однако поскольку делался этот пост аж в 2008-м году, то к нашему времени он "морально устарел" и даже содержит некоторые фактические ошибки. Дело в том, что за истекшее время с одной стороны были опубликованы проекты, связанные с закрытым конкурсом на создание этого ДК (на момент написания поста мне были доступны только два проекта - Н. А. Троцкого и А. И. Дмитриева), с другой стороны, в руки мне попала книга А. И. Гегелло "Из творческого опыта", где подробно рассказывается о том, как он работал над проектами этого здания. А поскольку в эту пятницу я буду читать онлайн-лекцию "Архитектура ленинградского авангарда", частью которой станет и рассказ об этом здании, я решил совместить приятное с полезным и сделать отдельный пост, посвященный проектированию этого ДК.
Начать рассказ об истории проектирования этого, да и всех остальных питерских ДК следует со статьи члена президиума Губпрофсовета Г. Д. Вейнберга «Надо строить дома культуры», опубликованной 11 марта 1925 года в «Ленинградской правде». В ней говорилось: «Дома должны быть простыми, не особенно затейливыми, несложными по конструкции, дорогие украшения нам сейчас не по карману. Но все же они должны быть красивыми и отражать новый нарождающийся быт... Каждый из этих домов культуры должны иметь большой зал в полторы-две тысячи человек со сценой для рабочего театра. Этот зал должен быть также приспособлен для больших рабочих собраний и конференций... Кроме театрального зала, в этом доме культуры должны быть один или два лекционных зала, зал спорта и гимнастики, комнаты для игр, читальный зал, библиотека, и целый ряд больших комнат для Комсомола, кружковых и студийных занятий».
В тот же день Вейнберг изложил эти же тезисы на заседании Технической комиссии Комитета содействия кооперативному строительству рабочих жилищ, на котором он председательствовал. Идею поддержали присутствовавшие на заседании архитекторы Л. А. Ильин, А. И. Дитрих и А. И. Дмитриев. Составить детальную программу строительства было поручено архитекторам Проектного бюро Стройкома Д. П. Бурышкину, Л. М. Тверскому и А. И. Гегелло.А 13 марта 1925 года Президиум Губпрофсовета постановил «включить в общий план строительства постройку культурных учреждений в рабочих районах», выделив для этой цели 50'/о имеющихся на строительство средств".
В апреле-мае 1925-го года был проведен закрытый конкурс на проект Московско-Нарвского дома культуры с театральным залом на 2000 человек проводился в апрелемае 1925 года. К участию были приглашены архитекторы А. И. Дмитриев, Н. А. Троцкий и В. А. Щуко, а также архитекторы Проектного бюро Стройкома представившие четыре варианта проектов. Итоги конкурса были подведены 1 июня.
Рассматривать представленные на конкурс проекты особенно интересно в плане борьбы двух стилей - модернизированной неоклассики и конструктивизма. Первое место на конкурсе занял выдержанный в неоклассическом духе вариант III Проектного бюро Стройкома, разработанный архитекторами Д. П. Бурышкиным и Л. М. Тверским.
5.jpg
Далее в моем блоге...
Tags: советская архитектура
Subscribe

  • Загадка дня - градостроительная археология

    Обожаю градостроительную археологию! В Петербурге она особенно редка, а потому интересна! Идешь по прямой, как стрела, улице и вдруг -…

  • Вопрос о банях.

    Подскажите, существуют ли в Петербурге бани дореволюционной постройки с более-менее сохранившимися интерьерами? Если существуют, то какие именно и…

  • Арки-переходы над улицами

    Для Петербурга не характерны арки-переходы между домами над улицами, места в гигантских кварталах и так хватало. Однако, таких переходов достаточно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments