vn (vn) wrote in karta_spb,
vn
vn
karta_spb

Categories:

Цирк Чинизелли

36,30 КБ
Цирк появился в Петербурге ещё в петровские времена. В 1724 году почтовые смотрители особым указом были извещены о том, что на берега Невы едет "иноземец с компанией", а при нём "танцующая лошадь". Предписывалось никаких препятствий оным не чинить, а лошадь снабжать кормом.

Цирковые артисты в одиночку и группами начинают всё чаще появляться в Петербурге. В 1738 году "голландские ташеншпилеры" (дословно - фокусник, но так тогда называли не только фокусников, а вообще цирковых артистов - акробатов, жонглёров и т. д.) выступали во дворце перед Анной Иоановной.

Когда в Европе появился конный цирк, в Петербург начинают приезжать довольно сильные профессиональные труппы "конных штукмейстеров" и "конных искусников", это, как правило, англичане, итальянцы, голландцы. Представления проходили либо под открытым небом, либо в манежах при частных домах.

В 1822 году на Крестовском острове было выстроено первое не только в Петербурге, но и вообще в России специальное здание для цирковых представлений.

11 декабря 1827 года состоялось открытие "Олимпийского цирка", построенного для конной труппы Жака Турниера архитектором Смарагдом Шустовым (из его работ наиболее известен деревянный Каменноостровский театр). Цирк находился примерно на том же месте, что и нынешний. В 1842 году цирк пришёл в ветхость и был сломан.

22 ноября 1845 года для парижской труппы Александра Гверры построили специальное здание на территории, ныне занимаемой Мариинским театром.
А спустя год на площади Александринского театра ( место, занимаемое сейчас садом у Аничкова дворца) открылся цирк Поля Кюзана и Жака Лежара.

Основой программы в цирках того времени были конные номера. Именно с этим связано то, что во всех странах мира диаметр цирковой арены составляет 13 метров. Необходимо, чтобы, стоя в центре манежа, человек, управляющий лошадьми, мог не сходя с места направить лошадь точно по кругу. Вытянутая рука дрессировщика вместе с длинным гибким бичом-шамбарьером составляет около шести метров - почти половина диаметра манежа.

Популярность обоих цирков обратила на себя внимание дирекции императорских театров. Было решено открыть в Петербурге один большой казённый цирк. Цирк Гверры сломали, и на его месте по проекту Альберта Кавоса стали строить новый театр-цирк. Цирк на площади Александринского театра сохранили на время строительства.
Новый цирк открылся 29 января 1849 года.

Однако, интерес к цирку постепенно угасал. Большую роль в этом сыграло однообразие и преобладание конных номеров. В 1854 году труппа вольтижёров императорского цирка была упразднена. В 1860 году театр-цирк был перестроен после пожара и в нём открылся Мариинский театр.
Цирк на площади Александринского театра просуществовал до 1867 года.

В 1867 году напротив здания Михайловского манежа по проекту Межуева выстроили очередной цирк для труппы Карла Гинне. Программа не вызывала особых восторгов, и в 1869 году Гинне вызвал подмогу - известного наездника и дрессировщика лошадей, мужа своей сетры, Гаэтано Чинизелли. Гаэтано оказался человеком энергичным и предприимчивым. Он не только оттеснил Гинне, взяв в свои руки руководство цирком, но и взял в аренду участок у Фонтанки, где когда-то стоял цирк Турниера и стал просить у "отцов города" разрешения на постройку каменного цирка. Разрешение дали не сразу. Одна из мотивировок отказа - постройкою цирка закроется фасад Инженерного замка и будет нанесён ущерб Инженерному скверу, посещаемому детьми. Однако Чинизелли предложил в порядке компенсации "устроить на свой капитал сквер на Манежной площади, по сносе деревянного цирка... обнести сквер железною решёткою и устроить в нём роскошный фонтан". Наконец, разрешение было получено.
Проек цирка разработал архитектор Академии художеств Василий Кенель. Фактически это было первое в России здание, спланированное с учётом цирковой специфики. Зрительный зал построен без единой колонны. купол состоял из 32 железных ферм. Цирк открылся 26 декабря 1877 года. В 1881 году по требованию пожарной комиссии в амфитеатре были сделаны боковые входы, а с обеих сторон от каждого из них - лестницы, ведущие вниз до самой арены. С тех пор вид зала вплоть до наших дней, в основном, остался без изменений.


Сквер на Манежной площади Чинизелли тоже устроил. Он существует и поныне.


Из книги М. Медведева "Ленинградский цирк".
Tags: музеи - театры и т.д.
Subscribe

  • Прогулка на теплоходе

    В воскресенье снова покатались на теплоходе – на сей раз к Финскому заливу по Неве и её рукавам. Я не планировала фотографировать, но не удержалась,…

  • Петербург. Особняки на Синопской набережной.

    На Синопской набережной, неподалеку от улицы Моисеенко находится живописный ансамбль из трех особняков (Синопская наб, 66, 68, 70): Далее в моем…

  • Альтернативы Нарвских ворот.

    И вновь вернемся к теме Нарвских ворот. Как я уже писал, в основе этого сооружения был проект временных триумфальных ворот, составленный Джакомо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments